пятница, 28 октября 2011 г.

Ритуалы и оргии

В приближении пресловутого "Дня всех Святых" в просторечии именуемого Хеллоуин захотелось написать сборный текст-обзор в ответ на реплики , что "нам русским не свойственно плясать на костях".
Просто для некоторого расширения представлений от традициях разных народов и не только скандинавских, привнесших в нашу современность All-Hallows-Even.
Начнём из далека:
Просто вспомните детские сказки, знакомые всем с самого раннего возраста Ну вот хоть эту про лису и петушка
"Несёт меня лиса за тёмные леса, за далёкие горы"


Представьте себе, что на самом деле Петух не рассказывает Коту  не о своём маршруте, а сетует на скорую смерть: таким образом сказочные , мифологические представления отразились в устойчивом выражении "проводить в последний путь".
 Часто в причитаниях был мотив смерти, унесшей родителя в глубокие воды, за темные леса, за высокие горы: местоположение мира иного передавалось в терминах пространственной недоступности, непреодолимых преград. И эта так знакомая нам из сказки фраза на самом деле элемент плача о близкой смерти Вот пример из статьи "Юдин А. Русская народная культура. Годичный круг и круг жизни" Особенно отчетливо мотив сборов в дальний тяжелый путь звучал в плаче дочери по отцу:
 Ты скажи, родитель-батюшко,
 Мне изведай, красно солнышко,
 Уж ты куды да снаряжаешься,
 Уж ты куды да сокручаешься;
 Во избу ли ты во земскую,
 Аль к обидни богомольной,
 Аль ко утрени воскресной?
У тя платьица не здешний,
 И обуточка не прежняя;
 Сама знаю, сама ведаю,
 Што ты есь да снаряжаешься
Как во эту во дороженьку
На родительску на буевку (погост, кладбище)
 Ко сердечным ко родителям...
(Обратите внимание!)
 Мог возникать мотив просьбы о возвращении, но на этом особо настаивать не рекомендовалось: а что как действительно начнет приходить? Ходячие покойники (в том числе близкие родственники, мужья) дали сюжеты многочисленным быличкам, существовали особые способы защиты от них - ничего хорошего запредельный гость, еще недавно близкий человек, принести не мог. Традиционный человек считал: каждый должен пройти все положенные ему жизненные этапы и находиться там и только там, где ему положено быть.

Ну и теперь к самому празднику , смерти и оргиям у древних русов
прямая цитата:
Ритуальная оргия: пьянство, эротика, обнажение - все это элементы "праздничного" поведения (не зря праздники считались благоприятным временем для смерти), соотнесенного со смертью и антимиром. Есть древние свидетельства о том, что еще в VII в. у славян был обычай праздновать поминки с ритуальным пьянством. Он сохранился до XX в.: этнографы говорят об играх и оргиях с ярко выраженной эротикой над (возле) покойником. Особую роль играла музыка - важнейшее средство магического воздействия на мир и достижения экстатических, "измененных" состояний сознания. Эти действия обычно объясняют двойственностью отношения к умершим: они покровители живых родственников, но и источник нечистой, смертельной силы - отсюда многочисленные очистительные обряды. Ритуальная оргия была направлена на то, чтобы нейтрализовать исходящую от него смертоносную силу и одновременно облегчить ему переход в мир иной. Перед нами вновь механизм имитации хаоса, смерти и одновременно "прививки" против нее. Состояние опьянения, как и сон, соотносилось со смертью, миром иным. Ради причастности последнему выворачивалось наизнанку обычное бытовое поведение: именно поэтому родственник покойника, обнажив телесный низ (традиционный элемент средневековой смеховой культуры), идет зажигать костер задом наперед, т.е. не так, как обычно, - это предельное выражение противопоставления обрядовых действий повседневным, будничным.
Данный пост опирается на публикации этногорафов и культурологов
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Udin/29.php
http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/okkultizm/veleck/06.php

Комментариев нет:

Отправить комментарий